Помимо основных затрат, стоит учитывать и форс-мажорные обстоятельства: изменение маршрута, неправильную отправку, повреждение продукции. Поэтому в договоре между производителем и транспортной компанией прописываются права и ответственность сторон. Такие условия в торговле считаются базисными и определяются с учетом требований стандарта Incoterms.
Базисные условия перевозки грузов
К таковым относятся правила, которые должны соблюдаться производителем и транспортной компанией. В базисе прописываются данные страховщика, место доставки товара, ответственные за погрузку и выгрузку лица, переход ответственности за случайную утрату или повреждение грузов. В базис включаются такие обязательства:
- способы, сроки и стоимость перевозки товара;
- особенности заполнения документации;
- распределение логистических расходов;
- условия страхования товара;
- порядок действия в форс-мажорных обстоятельствах;
- дополнительные условия грузоперевозок.
Базисные условия нельзя считать полноценным договором, однако они считаются важным дополнением к нему. В них не входит весь объем обязательств. Например, не прописываются последствия нарушения условий договора, особенности передачи права собственности на товар.
Оплата и оформление документации
При перевозке грузов основными рисками становятся:
- утеря или кража товара;
- нарушение целостности упаковки, повреждение самого товара;
- стихийные бедствия, приводящие к порче или полному уничтожению переводимой продукции;
- дорожно-транспортные аварии;
- прочие форс-мажорные ситуации.
Обезопасить себя и возместить понесенные убытки помогает правильно составленный договор, в котором прописаны все указанные риски. Не менее важными считаются сопроводительные документы:
- поручение, в котором прописываются условия транспортировки товаров;
- экспедиторская расписка, подтверждающая принятие груза транспортной компанией;
- складская расписка, по которой груз передается на склад СОХ;
- экспедиторский отчет, в котором прописывается маршрут и стоимость доставки.
Общего образца для таких документов не существует. Они составляются в произвольной форме. Иногда они заполняются по внутренним стандартам компании. Однако обязательно наличие названия, даты составления, наименований сторон, объема и стоимости оказываемых услуг, подписей руководящих лиц.
Страхование рисков
Для возмещения финансовых убытков, возникающих из-за форс-мажорных обстоятельств, компании прибегают к страхованию перевозимого товара. Страховая выплата помогает покрыть дополнительные расходы, возникающие из-за порчи или уничтожения груза. Страхование ― крайне востребованная в современном мире услуга, без которой невозможна безопасная перевозка товара. Однако в страховку входят не все риски. Например, не считаются страховыми случаями:
- нестандартная упаковка;
- несоблюдение правил безопасности при погрузке и выгрузке товаров;
- отсутствие части содержимого в целой упаковке;
- умышленная порча или уничтожение товара;
- естественная потеря части товара (например, уменьшение веса из-за испарения влаги);
- особенности груза, приводящие к порче (самовозгорание, гниение).
В страховом договоре указывается предмет страхования, существующие риски, период действия страховки, размер компенсации, способы подтверждения страхового случая. Страхованию подлежат не только готовые товары, но и сырье или материалы.
При подписании договора на грузоперевозку ответственность за сохранность груза переходит на транспортную компанию. Снимается она в момент подписания акта передачи в точке доставки. Транспортная компания не несет ответственности при:
- повреждении груза в независящих от перевозчика ситуациях, например, при сильном ветре или наводнении;
- принятии всех мер по сохранению груза;
- появлении ранее неизвестных изменений по проезду транспорта на маршруте грузоперевозки.
Вывод
Базисные условия поставки ― важный момент, которому нужно уделять внимание. Необходимо заранее определить все риски и застраховать товар, чтобы не нести крупные финансовые убытки.